Холодные и горячие

Рабочая смесь в бензиновом двигателе внутреннего сгорания воспламеняется от внешнего источника — от мощной искры свечи зажигания. Однако топливовоздушная смесь может воспламениться и без искры, от контакта с достаточно раскаленным предметом. Такое зажигание называется калильным и его вероятность тем выше, чем выше давление в камере сгорания, ведь при сжатии температура рабочей смеси также повышается. Калильное зажигание является неконтролируемым и постоянно смещается в сторону слишком раннего, что в итоге может привести к разрушению двигателя (смесь воспламенится еще во время движения поршня вверх).

Самым «горячим» элементом в камере сгорания является как раз свеча зажигания. Она нагревается как от раскаленных газов, так и от собственной мощной искры. Поэтому именно перегревшаяся свеча является источником калильного зажигания. С другой стороны, нагрев свечи имеет и положительную сторону — он способствует ее самоочистке от нагара и отложений. Без самоочистки свеча очень быстро выйдет из строя.

Таким образом, мы видим, что свеча должна работать в определенном диапазоне температур — от 450 °С (минимальная температура самоочистки) до 900 °С (температура начала калильного зажигания). На практике же температура в камере сгорания конкретной модели двигателя зависит от многих факторов. Это значит, что некая «универсальная» свеча на одном двигателе будет перегреваться и приводить к калильному зажиганию, а на другом — не будет достигать температуры самоочистки. Поэтому свечи производятся с разными характеристиками нагрева и разными возможностями по поддержанию заданной температуры.

Величиной, характеризующей свечу зажигания с точки зрения рабочей температуры, как раз и является калильное число. В отечественной классификации оно прямо пропорционально давлению в камере сгорания, при котором начинается калильное зажигание. В обозначении калильного числа свечей DENSO сохраняется та же логика.

Чем проще свеча нагревается, тем при меньшем давлении и оборотах достигается температура самоочистки. Такие свечи имеют самое низкое калильное число и называются «горячими» — они устанавливаются на атмосферные двигатели малого объема, в том числе и на двухтактные. Чем сложнее нагреть свечу, тем меньше она подвержена калильному зажиганию, даже при высоких оборотах, нагрузке и степени сжатия. Такие свечи, имеющие высокое калильное число, называют «холодными», и они используются в двигателях с наддувом, в спортивных и форсированных двигателях. Все современные свечи зажигания балансируют в диапазоне между «холодными» или «горячими».

Производители варьируют калильное число, изменяя как длину свечи в целом, так и керамической юбки и изолятора в частности. «Горячие» свечи с низким калильным числом медленнее охлаждаются, чтобы поддерживать температуру для самоочистки на тихоходных двигателях, «холодные» охлаждаются эффективнее, чтобы не достичь калильного зажигания.

Калильное число свечи для конкретного двигателя всегда указывается производителем — крайне важно, чтобы свеча работала в определенном режиме. К соответствию свечей требованиям производителя следует относиться очень внимательно, чтобы не допустить выхода из строя как свечи, так и двигателя.

В таблице приведена маркировка свечей зажигания DENSO и соответствие калильного числа маркировкам других производителей: